2 книги Александра Лапина
«Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» (2008)
«Фотография как…» (2003)
«Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом»
Оригинальные исследования автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения — картины, рисунка или фотографии. «Это как воображаемое пространство за картиной, так и иллюзорное пространство перед ней».
Издатель Леонид Гусев:
Книгу Александра Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» можно считать продолжением широко известной теоретической работы художника Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости». Многое из того, что Кандинский предвидел (а некоторые его прозрения поистине гениальны), Лапин объясняет и доказывает.
Главным образом это утверждение, что все в картине живое и сама изобразительная плоскость – живое существо со своим характером. И все изображенные на ней плоские фигуры тоже «существа», а не просто круги и треугольники, которые, на первый взгляд, мы видим на картинах самого Кандинского.
По Кандинскому, главная задача теории – «найти живое». Лапин развивает эту идею.
Черный квадрат у Лапина выходит погулять в пространство перед картиной. При этом он не увеличивается, как полагается, а уменьшается.
Белый квадрат только воображает себя квадратом. На самом же деле он ни квадратом, ни фигурой не является, его просто не существует.
Более того, фигуры на картине играют с нами. Равные притворяются неравными, а неравные – равными. Они прячутся и меняются местами друг с другом, увеличиваются и уменьшаются в размере, шевелятся на бумаге. Смысл жизни любой геометрической формы или цветового пятна, а тем более контрформы – привлечь к себе внимание. И при наличии внимательного к себе отношения выйти хоть на миг из картинной плоскости вперед к людям и стать полноценной фигурой.
Эта книга поможет вам разобраться в удивительном мире картины с его загадками и тайнами, в мире действительно живых существ. Для дизайнеров, художников и искусствоведов, для изучающих психологию зрительного восприятия, и для всех, кто стремится глубже понять изобразительное искусство.
***
«Фотография как…»
Книга Александра Иосифовича Лапина посвящена рассмотрению ряда важных положений теории документальной и художественной фотографии, прежде всего фотографической композиции и ее роли в творчестве фотографа. В связи с этим в книге затронуты вопросы психологии зрительного восприятия, в том числе движения глаза при восприятии плоского изображения. Рассматриваются специфика фотографии, отношения документальной и художественной фотографии, построение языка изображения. Предлагается классификация видов репортажной фотографии, а также принципы оценки и анализа фоторабот.
Начиная с первого издания в 2003 году, «Фотография как…» издается уже в шестой раз, а общий тираж составил более 25000 экземпляров. Она была и остается самой востребованной из всех написанных и опубликованных на русском языке книгой по теории фотографии.
Книга адресована изучающим фотографию: журналистам, психологам, искусствоведам, дизайнерам и бильдредакторам, а также подготовленным фотолюбителям и творческим фотографам — всем, кто любит фотографическое искусство.
Настоящий must-have как для начинающих, которым книга откроет настоящую глубину фотоискусства, так и для профи в качестве настольной книги со множеством методов и идей.
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Оглавление
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Введение
Фотография как композиция
Глава 1
Отступление первое:
Об устройстве глаза
Отросток мозга
Самый совершенный фотоаппарат
Непростительные ошибки
Глава 2
Феномен картины Плоскость и пространство
Изобразительная плоскость
Основы восприятия
Восприятие пространства
Пространство в плоскости
Плоскость без пространства
Замечание о пользе ретуши
Обратная перспектива
Глава 3
Равновесие
Зрительное равновесие
Зрительный вес
Необходимость равновесия
Глава 4
Симметрия
Симметрия полная и свободная
Композиция Весы
Проблема левого и правого
Проблема диагонали
Глава 5
Связи как язык
Иконические и другие знаки
Изобразительные и смысловые связи
Связи как рифма
Связи подобия и контраста
Конструктивные связи
Связи внешние и внутренние
Связи нереальных форм
Глава 6
Гармония и единство
Единство подобных и контрастных форм
Соразмерность и пропорциональность
Единство и гармония
Единство компоновки и рамки
Тональное единство
Секрет красоты
Глава 7
Отступление второе:
О движении глаза
Прогулки глаза. Остановки внимания
Активные линии
Композиционный и смысловой центры
Композиция картины И. Репина «Не ждали»
Акценты, выделение главного
Композиция «Сикстинской мадонны» Рафаэля
Ритм и движение
Глава 8
Еще раз о композиции
Компоновка. Конструкция. Композиция
Обобщенное видение
Фотографическая композиция
Живая композиция
Еще раз про определения
Что делать
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СПЕЦИФИКА ФОТОГРАФИИ
Глава 1
Природа фотографии
Документальность
Избыточность информации
Одноглазое видение
Прозрачность
Одномоментность
Случайность
Анализ и отбор
Глава 2
Возможность художества
Документальное и художественное
Пространство для художественности
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ В РЕПОРТАЖНУЮ ФОТОГРАФИЮ
Глава 1
Виды или жанры
Глава 2
Виды репортажной фотографии
Хроникальная фотография
Информационная фотография
Событийная фотография
Ситуационная фотография
Фотография момента
Фотография детали
Изобразительная фотография
Композиционная фотография
Фотосерия
Фотоочерк
Глава 3
Отступление третье: Фотография и кино
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФОТОГРАФИИ
Глава 1
Проблема анализа
Подход к проблеме
Фотографичность и художественность
Искусство фотографии и фотографическое искусство
Глава 2
Анализ фотографий
Примеры как не надо
Примеры как надо
Основной принцип
Разбор фотографий
Глава 3
Несколько замечаний от автора
Глава 4
Отступление четвертое:
Фотография и компьютер
Счастливый конец
Источники иллюстраций
Список литературы
Материал подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство